Региональный железнодорожный колледж

Программа развития колледжа

История становления колледжа

В ноябре 1923 года в Никольск-Уссурийске была открыта школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки паровозных слесарей и металлистов.

В 1940 г. железнодорожная школа ФЗУ реорганизована в школу ФЗО № 9 металлистов.

В 1943 г. школа ФЗО № 9 реорганизована в железнодорожное училище № 2 (ЖУ № 2).

В 1959 г. ЖУ № 2 реорганизовано в городское профессионально-техническое училище № 16.

В 2010 г. ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16» получило статус лицея.

В 2013 г. КГОАУ НПО «Профессиональный лицей № 16» получил статус колледжа и переименовано в Региональный железнодорожный колледж (КГА ПОУ РЖДК).

НАЧАЛО ПУТИ

Во второй половине 19 века в России построены тысячи километров железных дорог. Для их обслуживания требовалось большое количество специально обученных рабочих, мастеров, техников. По мере освоения российских территорий расширялась на восток и сеть профессиональных школ. Уже в 1895 году на средства Уссурийской железной дороги в Хабаровске было построено техническое железнодорожное училище. Набор составил 15 детей.

После окончания Гражданской войны в Приморском крае, как и по всей стране, активно открывались профтех, курсы, учебно-показательные мастерские, школы — курсы, школы ученичества.

В ноябре 1923 года в Никольск — Уссурийске была открыта школа фабрично — заводского ученичества — ФЗУ — для подготовки паровозных слесарей и металлистов.

Первый набор школы ФЗУ составил 20 человек слесарей по ремонту паровозов. Это учебное заведение последовательно занимало здание нынешней общеобразовательной школы № 130 и церкви (ныне д/сад возле стадиона «Локомотив»), помещение детского приюта (угол улиц Русской и Воровского).

В 1927 году училище (ныне колледж) переехало по адресу: ул. Чичерина 146, где и находится по сей день. Ранее в этом доме жил купец Бородин. Из первого набора 1923 — 1927, пять человек выпущено с 7 разрядом, остальные с 6. Начальником школы был И. Качальник. Мастерами — Морозенко, Заднепровец. Физику преподавал Федоров, технологию металлов Журавлев, сопромат и паровоз — Шаршунов, обществоведение и русский язык — Грачев, математику — Казаков, гигиену — врач — Егоров. Кроме учебы ребята отремонтировали паровоз ОВ-710, ездили в Москву и Ленинград.

Перед войной школа ФЗУ была переименована в ФЗО № 9. Предполагался даже переезд в здание Сельскохозяйственной академии по пр. Блюхера, но его заняло управление ДВЖд. Директором училища стал Г. Ф. Бондаренко, старшим мастером Ф. М. Григорец.

В конце мая 1941 года в школах ФЗО начались первые выпускные экзамены. Готовились к ним упорно и терпеливо. В день испытаний каждому из учеников нашей школы № 9 квалификационная комиссия предложила изготовить деталь. Началось сосредоточенная работа. Члены комиссии — старший мастер Васильев, представитель паровозно — ремонтного завода Гордейко и директор школы Бондаренко внимательно осмотрели изготовленные инструменты, качество их было признано отличным, а времени на выполнение задания ушло на час с лишним меньше, чем положено по норме.

Страна требовала кадры для железнодорожного транспорта. 20 марта 1941 года начался новый призыв в железнодорожные школы. На учащихся этого набора распространялись все государственные законы и постановления, связанные с созданием трудовых резервов. В течение 15 дней в нашу школу должно было быть принято 100 человек. Шла подготовка к занятиям. Но мирная подготовка к занятиям была сорвана 22 июня 1941 года.

КОЛЛЕДЖ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Со дня основания ФЗО № 9 и до 1953 года школой руководил Гордей Федотович Бондаренко.

Особенно тяжело было директору в годы войны. «Все для фронта — все для Победы» — это правило для всех работников тыла в годы войны. Так было и в ФЗО № 9 «Фезеушники» за короткий срок стали многостаночниками. Весной 1942 года ремесленные училища и школы ФЗО облетела радостная весть. За успешное выполнение заданий правительства по подготовке квалифицированных рабочих были награждены орденами и медалями работники и учащиеся системы трудовых резервов.

Среди награжденных медалями за трудовую доблесть был Бондаренко Гордей Федотович — директор школы № 9.

Отечественная война предъявила к системе государственных трудовых резервов повышенные требования. Реорганизация школ ФЗО была связана с большими трудностями. Требовались дополнительное оборудование, инструменты, материалы. Системы учащихся и мастеров в школе ФЗО № 9 были вновь построены и капитально переоборудованы учебные мастерские, классы кабинеты. Воспитанники трудовых резервов с гордостью могут сказать, что они внесли значительный вклад во всенародное дело.

Многие молодые рабочие, пришедшие на производство из ремесленных училищ и школ ФЗО, в короткий срок проявили организаторские способности и стали успешно справляться с обязанностями бригадиров, мастеров, сами обучали новые кадры.

В 1942 году 90% состава рабочих — вчерашние воспитанники ФЗО № 9. Группа девушек — токарей ремесленного училища № 9, возглавляемая бывшей ученицей — отличницей учеб В. Коваленко, постоянно выполняли производственные нормы на 200−300%.

Страна нуждалась в оборонной продукции и трудовые резервы включились в сферу производства специальных заказов, а также отремонтировали 10 тысяч вагонов, проложили 2 тысячи железнодорожных путей.

Выпускники училища направлялись на самые важные для обороны страны отрасли производства.

В 1941 — 43 гг. учащиеся ФЗО № 9 после учебы работали на полях и подсобных хозяйствах, чтобы продукция поступала в училищную столовую, где ребята питались бесплатно. Несмотря на многочисленные трудности, вызванные войной, училище жило полнокровной жизнью, отдавая все силы для помощи фронту, для победы над врагом.

В годы войны в училище была железная дисциплина. Учащиеся учились и работали на совесть, понимая, что они этим помогают фронту.
Оценивая великие подвиги людей на фронте и в тылу, М. И. Калинин говорил: «Родина не забудет своих сынов. Добрым словом вспомянет она и доблестный труд наших юношей и девушек — учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО».

В 1943 году школа ФЗО-9 была реорганизована в ЖУ-2 (железнодорожное училище).

Послевоенный период
В 1959 году железнодорожное училище переименовано в городское профессиональное-техническое училище № 16 (ГПТУ-16).

В 60 и 70 годы одной из первоочередных задач оставалось повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения училищ. Важным звеном в работе по повышению специальной подготовки кадров профтехучилищ стало вовлечение их в систему вечернего и заочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. Обучающимся заочно в вузах и техникумах создавались необходимые условия для учебы. Это давало положительные результаты.

Количество молодых специалистов, направленных для работы в Приморском крае, за годы девятой пятилетки увеличилось почти в 2 раза. В 1975 г в училищах края работало более 700 выпускников высших и средних специальных учебных заведений профтехобразования — 35% к общему числу инженерно-педагогических работников училищ.

Важное значение в крае придавалось повышению инженерно-педагогической подготовке руководящего звена училищ. На руководящую работу было выдвинуто немало высококвалифицированных специалистов из различных систем.

Меры, направленные на подбор и повышение уровня профессиональной подготовки кадров, способствовали улучшению их качественного состава.
В работе с кадрами профтехучилищ использовались различные формы повышения их педагогического мастерства и деловой квалификации: мгновенные семинары различных категорий работников, научно — педагогические конференции, педагогические чтения, деятельность методических комиссий и секций.

Важнейшим средством улучшения учебно-воспитательной работы и распространения передового опыта стали училищные и краевые педагогические чтения. Первые чтения состоялись в 1962 оду. На них было заслушано 23 доклада мастеров производственного обучения и преподавателей училищ. В 1975 году на 8 краевые педагогические чтения уже было представлено 268 докладов. Вопрос научно — методический уровень докладов.

В Приморье сложилась система повышения квалификации работников профтехучилищ через училищные методические комиссии и краевые методические секции. Координировал эту работу краевой учебно-методический кабинет.

Преподаватель ПТУ — 16 г. Уссурийска И. М. Першиков разработал пособие по разделу технической механики «Динамика». К 1972 г. этот метод использовали уже 150 преподавателей и мастеров профтехучилищ Приморья.

В последующие годы программированное обучение стало неотъемлемой частью учебного процесса в каждом училище края.

Для успешной подготовки достойной смены рабочего класса важнейшее значение имела организация производственного обучения и практики. Вопросы их совершенствования всегда находились в центре внимания педагогических коллективов профтехучилищ и базовых предприятий Приморского края. На производственное обучение в мастерских училищ и на предприятиях отводилось более 30% всего учебного времени.

В процессе производственного обучения в мастерских учащиеся изготавливали сложную продукцию, типичную продукцию базового предприятия. Это максимально приближало подготовку рабочих еще стенах училища к производственным условиям.

Рост популярности учебных заведений профтехобразования среди молодежи края способствовал успешному выполнению государственных планов подготовки рабочих, качеству обучения учащихся. В свою очередь, все это положительно влияло на развитию и совершенствование материально — технической базы государства. Человек славен трудом. Страна — людьми трудовой славы. Только по труду — активному, творческому, созидательному, воздается у нас честь. Многих славных рабочих, подлинных мастеров своего дела, передовиков и новаторов производства вырастила система профессионально — технического образования.

В 2010 году ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16» получило статус лицея.

В 2013 году КГОАУ НПО «Профессиональный лицей № 16» получил статус колледжа (краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Региональный железнодорожный колледж»).

В 2022 году Региональный железнодорожный колледж победил в конкурсном отборе федерального проекта «Профессионалитет».

1 сентября 2023 года был торжественно открыт образовательно-производственный центр железнодорожного машиностроения «ДальМашЖД» на базе Регионального железнодорожного колледжа, 13 колледжей-партнёров и работодателя — Уссурийского локомотиворемонтного завода.

Открытие образовательного кластера направлено на максимальное приближение условий обучения студентов колледжей к потребностям реального производства, на повышение уровня профессиональной подготовки с усилением связи «колледж-работодатель».

Мастерские

Учебные программы (11)